На днях губернатор Приморья Олег Кожемяко заявил о том, что
владельцев пассажирских автобусов в Приморье ждут масштабные перемены:
нововведения пресекут гонки на автобусах, хамское поведение водителей, их
неопрятный внешний вид и нечеткую работу. Однако опыт Владивостока говорит о
том, что как минимум несколько попыток обуздать «автобусную мафию» не
увенчались успехом. Взять, к примеру, систему безналичного расчета, вот уже
шестой год внедряемую в городской транспорт. Куда уплыл «Дельфин», кто ломает
валидаторы и кому это выгодно — эти вопросы звучат, как звонкая мелочь у
среднестатистического водителя владивостокской маршрутки. Почему столица
Дальнего Востока до сих пор не перешла на безнал, а состояние автобусного парка
Владивостока ухудшается с каждым годом, выяснял корреспондент DEITA.RU.
«Карточкой оплатить можно?» — спросил я водителя корейского
«Хёндэ», мчащего по пустынной Светланской в сторону площади Луговой.
«Нэ, у нас таково нэту, всэ приборы поломались. Можэщь по
мобильному банку или только дэньгами обычными, брат», — ответил водитель
автобуса маршрута № 31, похожий на кавказского потомка Юлия Цезаря. Вальяжно
сидя в наушниках за рулем, он правой рукой пересчитывает мелочь, составляя из
нее аккуратные столбики, а левой рукой держит стакан растворимого кофе и
одновременно крутит «баранку», периодически подрезая своих коллег на
остановках, перекрикиваясь с ними оглушительным автобусным сигналом, похожим на
гудок парохода. Примерно такой ответ я услышал еще от нескольких водителей,
причем не только этого маршрута. Хотя осенью прошлого года горожанам мэрией
было обещано внедрение системы безналичного расчета до 31 декабря прошлого года
на всех городских маршрутах: в автобусах, трамваях, троллейбусах и морском
транспорте.
Состояние общественного транспорта в городе заставляет
многих людей пересаживаться на собственные автомобили. Причина этого банальна —
большую часть автопарка частные перевозчики эксплуатируют до последнего
издыхания: в салонах холодно, сиденья в неприглядном состоянии и хамоватые
водители, не внушающие доверия.
«Я для себя решила — лучше влезу в долги, куплю машину, но
на этих скотовозах ездить не буду. Почему у водителей отношение к пассажирам,
как к животным? Почему администрация не контролирует состояние этих автобусов?
Лично мне страшно ездить на таком транспорте, зная, что никто не несет
ответственность за безопасность людей», — поделилась мнением жительница
Владивостока Ирина.
Источник изображения:
Безнал. Кэшбокс. Наличка.
Кроме состояния автопарка, борьба за сервисы по оплате проезда в автобусах идет уже больше 5 лет. Еще в 2014-м бывший мэр Владивостока Игорь Пушкарев поставил задачу уйти от использования пассажирами налички при расчёте за проезд. Именно введение систем безнала во все автобусы — как муниципальные, так и частные, отрезало бы недобросовестным водителям возможность прикарманивать часть денег, полученных от пассажиров. И об этом городские гордо отрапортовали, оборудовав все автобусы платежными терминалами «Мой дельфин». Но он, видимо, куда-то уплыл. У большинства перевозчиков, как коммерческих, так и муниципальных, тестовые аппараты сразу после их установки начали ломаться с заметной регулярностью. По словам очевидцев, одни водители специально прятали терминалы от пассажиров, чтобы те расплачивались только мелочью, другие ломали устройства и выдавали их за поломку от производителя, пытаясь отстоять свой доступ к денежным потокам.
Затем власти города придумали еще один способ, как заставить пассажиров платить по карте, взяв за основу южнокорейскую систему кэшбокса. Эта история вообще заслуживает отдельного внимания — куда делись сотни миллионов рублей совместного предприятия корейских инвесторов и муниципального перевозчика ВПОПАТ, и мы постараемся осветить ее в следующих материалах DEITA.RU. А пока расскажем суть кешбокса: пользователь скачивает приложение в свой смартфон, регистрируется, пополняет баланс счета и с помощью полученного QR-кода расплачивается в общественном транспорте. Однако сразу после старта работы этой системы в администрацию города хлынули жалобы о том, что приложение постоянно зависает, это замедляет процесс высадки пассажиров, а водители не всегда понимают, как перенастраивается планшет. В итоге — идея с новомодным кэшбоксом во Владивостоке с треском провалилась, а в конце 2018-го ему на смену пришел валидатор, способный принимать платежи с банковских карт, смартфонов или даже умных часов. Но и эта система, похоже, погибла практически в зародыше. По крайней мере, ни к 31 декабря, ни к сегодняшнему дню еще не заработала, даже на тестовом маршруте.
Источник изображения:
Кому это выгодно?
В первую очередь, водителям, ведь наличку они получают сразу на руки, а безнал идет напрямую к работодателю, а это не нравится шоферу. Поэтому любые электронные системы оплаты проезда водители воспринимают в штыки и начинают маленькую партизанскую войну, выводя приборы из строя. Помимо этого, большинству коммерческих перевозчиков водители ежедневно отдают фиксированную норму прибыли, а то, что заработают сверху — идет им в карман. Можно смело предположить, что автобусные гонки будут продолжаться на улицах города до тех пор, пока от скорости передвижения транспорта будет зависеть зарплата его рулевого. Стоит добавить, что пассажиры тоже не в восторге от электронной оплаты проезда: многие из них жалуются, что приложения, сама система или же банковские карты часто работают нестабильно и с серьезными ошибками.
В этом году вопросом безнала в автобусах озадачился и сам губернатор Олег Кожемяко. Сможет ли он, в отличие от своих предшественников, решить эту проблему, неясно, однако пока никаких конкретных требований по ужесточению требований к перевозчикам нет, рано делать какие-либо выводы.
Максим Низкодубов
Источник: