О внедрении энергосбережения и энергоэффективности на
территории региона DEITA.RU рассказал
депутат Законодательного Собрания Приморского края Евгений Костюков.
По мнению депутата, сегодня энергосбережению уделяется мало
внимания или вообще не уделяется. А при правильном подходе ежегодно можно
экономить свыше 500 млн бюджетных средств, которые можно направить на
социальную сферу……
И, к слову сказать, такая ситуация не только в нашем
регионе. И примеров неэффективного расходования бюджетными учреждениями средств
на оплату тепловой и электроэнергии предостаточно.
Ситуация не новая. Для решения этих и
других вопросов в 2009 году вышел закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении
энергетической эффективности и о внесение изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации».
В соответствии с данным законом государственные (муниципальные)
учреждения обязаны выполнить мероприятия по повышению энергоэффективности:
проведение энергетических обследований, разработку программы энергосбережения,
обеспечить снижение в сопоставимых условиях объемов потребленных ими
топливо-энергетических ресурсов в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать
процентов.
Как считает Евгений Костюков, дело то в том, что закон есть,
но…. Проведенный анализ показал, что во многих муниципалитетах и организациях
работа по повышению энергоэффективности носит формальный характер (или снижение
затрат происходит не за счет внедрения инновационных технологий, а за счет
снижения качества предоставляемых услуг.
Вот что можно наблюдать на местах:
1.
Программ
энергосбережения государственных (муниципальных) организаций, или вовсе нет,
или они не содержат конкретных мероприятий, не обеспечены реальными финансовыми
средствами;
2.
Снижение показателей энергопотребления не
достигает запланированных значений. (кое где отсутствуют целевые
показатели энергосбережения и повышения энергоэффективности);
3.
Не везде есть ответственные за реализацию
программы;
4.
Не проводится мониторинг выполнения мероприятий
по энергосбережению и
повышению энергоэффективности в целом по департаментам и отдельно по
подведомственным учреждениям;
5.
Отсутствуют ежеквартальные и годовые отчеты о
реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, а
представленные отчетные документы
отличаются низкими достоверностью и качеством.
6.
Наконец, складывается впечатление, что на местах
не заинтересованы в реализации программы по повышению энергоэффективности.
На Всероссийском форуме «Устойчивое развитие:
Энергоэффективность и модернизация», который прошел 10-11 июля в ходе заседания
прозвучала серьезная критика по поводу неэффективного расходования тепловой и
электроэнергии бюджетными учреждениями.
Государство создает все условия для развития территорий, для
повышения энергоэффективности, а на местах происходит сбой. Сбой, в том числе и
потому что руководители перегружены решением текущих оперативных вопросов, они настолько
завалены рутиной, что не в состоянии понять и оценить возможную экономию.
Нельзя сказать, что никто ничего не делает, наоборот — все
работают…. Мы создаем новые нормативные акты, пишем программы, составляем планы,
организовываем департаменты, отделы, экспертные советы, назначаем ответственных
чиновников, перекладываем ответственность с одного департамента на другой. Мы
постоянно проводим совещания, форумы, круглые столы, и там же отмечаем, что
ситуация ухудшается и что необходимы дополнительно законы, структуры, деньги, и
т.д. и т.п. А на самом деле, фактически, все законы в наличии, структуры
созданы, технологии и механизмы есть. И
все равно муниципалитеты и учреждения
продолжают переплачивать, продолжают тратить бюджетные деньги.
Сегодня как никогда настал тот момент, когда нужно поменять
подход. Подход к управлению, к организации, к контролю!
Конечно, необходимо отметить, что 261-ФЗ РФ является
инновационным законом и соответственно его внедрение должно быть обеспеченно,
не только правоустанавливающими документами, но и созданием инновационных
рыночных механизмов. При реализации 261-ФЗ РФ однозначно необходим переход с
процессного управления на проектное управления по принципам Государственно –
частного партнёрства с использованием Ключевых показателей
эффективности- «КПЭ» работы госструктур. И стоит отметить, руководство страны
разработало и предложило к внедрению и применению, эффективную систему
моральной, материальной и карьерной мотивации госслужащих, при проектном управлении.
(Распоряжение от 14 апреля 2014 г. N 26Р-АУ Минэкономразвития РФ) В основе
системы проектной мотивации используются ключевые показатели эффективности, на
основе которых рассчитываются коэффициенты премирования и размеры премий
участников проекта.
На сегодняшний день одним из наиболее эффективных путей
реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения
энергетической эффективности считается внедрение энергетического менеджмента. У
нас в крае ведется работа в этом направлении. Его внедрение позволит создать постоянно действующую систему управления
энергопотреблением, значительно оптимизировать объемы энергетических затрат в бюджетных
организациях.
И важно отметить, что финансирование системы
энергоменеджмента осуществляется за счет привлечения внебюджетных источников. И
для этого есть инструменты,
рекомендованные на федеральном уровне. Один из инструментов- это
энергетический сервис.
Суть энергосервиса заключается в том, что реализация
мероприятий по энергоэффективности в бюджетной сфере должна осуществляться за
счет выполнения энергосервисных контрактов, в которых оплата работ по
реализации энергосберегающих мероприятий проводится за счет фактически достигнутой
экономии энергоресурсов. Но и здесь не все гладко. Пока энергосервисная деятельность
в крае «буксует», несмотря на очевидные преимущества данной формы договорных
отношений. И это связано с тем, что существуют факторы, которые сдерживают
внедрение энергосервисных контрактов в бюджетной сфере. Прежде всего, это отсутствие
нормативно-правовой базы, регулирующей этот вид договорных отношений. Во-первых
в бюджетной сфере очень жесткий порядок распределения средств. Во-вторых, не
все руководители организаций и учреждений умеют работать по нестандартным
схемам. Часто, срок окупаемости энергосервисного контракта выше срока
бюджетного планирования, а это вызывает сложности оплаты выполненных работ в
бюджетных в организациях.
Но как бы ни было, работу в этом направлении нужно
продолжать. Уже давно пора переходить на
современный уровень управления энергопотреблением и внедрить систему
энергоменеджмента в муниципалитетах и учреждениях.
И здесь наше государство уже все подготовило. Минэкономразвития разработало
методические рекомендации, которые помогут унифицировать деятельность регионов
в сферах энергосбережения и энергоэффективности. Порядок работы
систематизирован на основе анализа лучших практик в субъектах РФ.
Методическими рекомендациями предусмотрены:
— основные подходы, цели и этапы
работы по энергосбережению и повышению энергоэффективности;
— этапы реализации работы, в том
числе распределение полномочий, создание региональных центров
энергоэффективности, взаимодействие с научными, общественными и иными
организациями и т.д.;
— типовая структура
нормативно-правового регулирования в субъектах РФ;
— сферы реализации решений по
энергосбережению и повышению энергоэффективности;
— рекомендации по работе с типовыми
комплексными проектами.
«Как мы видим, сегодня для нас созданы все условия для
кратного снижения затрат на энергоносители — это и закон, и инструменты по
привлечению финансирования, и технологии и даже методология описана. Нужно
просто работать! Успех зависит от эффективной работы на местах», — подчеркнул
Евгений Костюков.
Дмитрий Санников
Источник: